Почему нужно разделить газотранспортную систему?


газотранспортная системаЗакон о анбандлинг: почему нужно разделить газотранспортную систему и как это повлияет на украинский рынок

Верховная Рада проголосовала за законопроект в целом №2239-1 о анбандлинг НАК «Нафтогаз Украины». За соответствующее решение отдал голоса 341 народный избранник.

Через два месяца - с 1 января 2020 - Украина планирует подписать новый долгосрочный контракт на транспортировку российского газа в Европу, а также создание новой компании, которая будет осуществлять транзит и доставлять газ потребителям. Успешное заключение транзитного договора зависит от того, будет завершено анбандлинг «Нафтогаза».

Почему нужно разделить газотранспортную систему?

В рамках договоренностей с европейским энергетическим сообществом Украина обязалась разделить транспортировки, хранения, добыча и продажа газа. Сейчас эти функции выполняют компании, входящие в НАК «Нафтогаз Украины». Согласно Третьим энергетическим пакетом ЕС Украина должна создать независимого оператора газотранспортной системы (ГТС).

Как повлияет анбандлинг на украинский рынок?

В документе говорится, что с отделением деятельности по транспортировке газа от деятельности по добыче и поставкам будет ограниченное влияние КМУ на Министерство, которое станет субъектом управления оператора ГТС, в вопросах управления корпоративными правами оператора ГТС. Сертификация оператора ГТС будет подтверждением соответствия требованиям европейского законодательства.

К слову, законопроект был разработан совместно с Секретариатом энергетического сообщества, который является субъектом, будет определять соответствие украинского законодательства европейскому в вопросах сертификации оператора ГТС.

Поэтому сценарий у нас по внедрению документа?

Создание и сертификация оператора ГТС, что будет соответствовать европейскому энергетическому законодательству. Новый оператор ГТС получит независимость не только от текущего владельца - «Нафтогаза», но и от любых других воздействий со стороны производителей и поставщиков природного газа, в частности из-за вертикаль органов государственной власти.

Это позволит, с одной стороны, дальше развивать прозрачный и конкурентный рынок газа, а с другой - обеспечить устойчивость и бесперебойность газотранспортной работы как для внутренних, так и внешних потребителей услуг транспортировки.

Действует система анбандлинга в других странах мира?

В Евросоюзе ввели Третий энергетический пакет в 2007 году - именно тогда нарастал газовый конфликт между Украиной и Россией. Цель анбандлингу - конкурентный безопасный рынок газа для всех потребителей. 27 стран-членов согласились на такие правила рынка, хотя надо признать, что каждая из стран выбрала свою форму анбандлингу, которая подходит именно ей. Различия в введенных формулах существуют до сих пор.


Источник информации: ИА «Украина Коммунальная»
Размещено: 13.11.2019